• Новости
  • Общество
    • Цели
    • Задачи
    • Принципы общества
    • Правление общества
    • История общества
  • Проекты общества
    • «Семь храмов в семи городах за один день»
    • «Симеонова тропа»
    • Крестный ход 1914 - 2019
    • «Царский путь»
    • «К истокам Вселенского Православия»
    • Исследовательская деятельность
    • Канонизация новомученников
  • Контакты
  • Паломнику
    • Симеонова тропа
    • Икона: символ и значение
    • История святых Киприана и Иустины
  • Благотворителю
  • Видеосюжеты
  • СМИ о наших проектах
    • СМИ о нас: печать
    • СМИ о нас: телевидение
  • Фотогалерея
  • Архив
 
     
     
 

«Симеонова тропа»



Внимание! Свежая информация о Симеоновском крестном ходе размещена в новостях по ссылке: http://svnikolay.ru/news

Паломнический и культурно-познавательный туристский маршрут «Симеонова тропа» посвящён наиболее прославленным и чтимым Святым – покровителям земли уральской. Он проходит по местам покаяния и прозрения, непреходящим святыням, прославленным чудесами и благодатью. Начиная свой путь, паломники чтят память и просят благословения Царственных страстотерпцев, завершая его – Праведного Симеона Верхотурского. Во избежание путаницы, просим обратить внимание: описываемый здесь культурно-паломнический маршрут не является маршрутом следования Симеоновского крестного хода, а лишь частично с ним совпадает! Свежая информация о Симеоновском крестном ходе размещена в новостях по ссылке: http://svnikolay.ru/news

Маршрут необычен. Он проходит по пути паломников из Екатеринбурга в Верхотурье, совершавших Крестные ходы к мощам Святого Симеона по Старому Верхотурскому тракту. Самое многолюдное шествие состоялось в мае 1914 г. Крестный ход был посвящён торжественному переносу мощей Святого под сень, дарованную Крестовоздвиженскому Собору Верхотурского Свято-Николаевского монастыря царской семьёй, высоко чтившей Уральского святого. Это лишь один из примеров того, как, одному Господу ведомым образом, в Российской истории и в глазах россиян, переплелись судьбы Святых. 
Уральское православное патриотическое общество имени Святителя Николая Чудотворца исследовало древний маршрут. Путь наших предков сохранился не везде. Где-то он застроен, распахан, зарос лесом, заболочен… Современный маршрут «Симеонова тропа» географически максимально приближён к историческому пути. С точки зрения познавательной, культурной и духовной ценности, он, безусловно, является его современным продолжением. 
Маршрут начинается в Екатеринбурге от Храма-на-крови.

Город Екатеринбург. Храм-на-крови (0). В скобках – техническая информация – километры от этого начала до каждого пункта маршрута.
На западном склоне Вознесенской горки, на месте злодеяния 1918 года, имевшего всемирный резонанс, расположен Храм-памятник-на-крови во имя всех Святых, в земле Российской просиявших. В августе 2000 г., убиенная на этом месте семья императора Николая II была прославлена в лике Святых. В 2003 г. здесь воздвигнут Храм, состоящий их двух, расположенных одна над другой, частей. Нижний Храм освящён во имя Святых царственных страстотерпцев; алтарь его южного придела необычен – здесь нет привычного иконостаса на солее, поскольку он  расположен под землёй, на месте подвала бывшего Ипатьевского дома, где и было совершено зверское убиение. В притворе и средней части нижнего Храма царит атмосфера тёмного и сырого подвала, последнего, что видели Святые Страстотерпцы при своей земной жизни. Алтари уходят вверх, к небесам, направляя вниз лучи света. С учётом того, что нетленные мощи Симеона Верхотурского после революции много лет хранились в Ипатьевском доме, можно утверждать, что на этом месте ещё раз переплелись судьбы Святых. http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/History/Saint/Strasto/strasto.html

 

Урочище Ганина Яма (21).
Название места не имеет отношения к ямщицкой службе. В районе старой дороги, соединявшей деревни Шувакиш и Коптяки, расположенные в самом верхнем течении реки Исеть, в XIX в. велась добыча железной руды. По имени владельца, подрядчика Гавриила, рудник назывался Ганиным. К началу XX в. промысел стал нерентабельным, шахты забросили, они обвалились и поросли молодым лесом. Получившиеся провалы в народе назвали «Ганиными ямами».
В одной такой яме, 17 июля 1918 г. была поставлена последняя точка в истории Российской империи. Тела страстотерпцев свалили в затопленную шахту, затем, не унявшись, уничтожали серной кислотой и огнём. В экспозиции нижнего Храма-на-крови, среди документов, доказывающих преступный умысел, представлено распоряжение одного из инициаторов убиения, комиссара снабжения Уральской области П.Л. Войкова о выдаче для этих целей необходимого количества кислоты со склада. Церковь считает мощи Страстотерпцев полностью утраченными. Их святость передалась земле шахты.
В 2001-2003 г.г. в заболоченном лесу, высокими темпами построен мужской монастырь с семью деревянными Храмами по числу членов царской семьи. В центре комплекса – та самая «яма», где упокоились царственные останки. На краю шахты – поклонный крест, по периметру её – фотогалерея.

Город Верхняя Пышма (бывший Медный рудник). Успенский Храм (37).
Двухпрестольный Храм выстроен заново в 2000 г. на месте снесённой в 1950-х г.г. деревянной Успенской церкви. Росписью внутреннего убранства руководил Иван Глазунов, сын знаменитого живописца. В Храме есть несколько древних икон, включая «Успение Пресвятой Богородицы». В большой иконе Божией Матери «Знамение» помещены частицы мощей изображённых на ней святых.
Путь к Храму проходит мимо могущей вызвать интерес у путешественников выставки вооружений, помогших во время войны защитить нашу Родину от фашизма, расположенной вдоль забора УГМК, благодаря руководителю которого выстроен этот и некоторые другие Храмы.
До революции это поселение именовалось Медный рудник. Основано в 1730 г. как ямская станция на 15 м км Верхотурского тракта. Несколькими годами ранее был проложен и сам тракт, соединивший построенный в 1723 г. Екатеринбургский завод с древней столицей Урала городом Верхотурье. До момента официального открытия в 1763 г. нового Сибирского тракта (Пермь – Кунгур – Екатернибург – Камышлов – Тюмень), вероятно, регулярное сообщение с Екатеринбургом также происходило через Верхотурье по этому тракту. Он шёл через Пышму, Медный рудник, Мостовское, Шайтанское, Липовское, Глинское, Деево, Арамашево, Коптелово, Алапаевск, Н.Синячиху до села Монастырского (ныне – Кировское), где примыкал к широко известной с 1695 г. торговой дороге Россия – Сибирь, проходящей через Верхотурье – Ирбит – Тюмень.
К середине XIX в. на территории будущей Верхней Пышмы находились Ключевские золотые прииски. В 1854 г. при промывке породы обнаружены куски медных руд. Начавшаяся геологоразведка открыла богатую медную жилу. Затем вокруг разведаны и введены в строй новые месторождения медных руд. Устроены медеплавильные печи. Так возник Пышминский медеплавильный завод. К 1908 г. завод выпускал более 100 тыс. пудов меди в год. Во время Гражданской войны завод закрыт, с 1934 г. на его базе начал работать Пышминский медеэлектролитный завод. В Советское время он выпускает не только чистовую медь, но и золото, серебро, селен, кобальт и теллур. Образованная в 1999 г., на базе ПМЭЗ, позднее ставшего  комбинатом «Уралэлектромедь», УГМК, включена ныне в список мировых производителей драгметаллов LBMA «Gold Delivery» по серебру и золоту.
 Информация о городе здесь. 
От Успенской церкви, мимо  крупнейшей на Урале Соборной мечети, направляемся в Балтым. Он находится сразу по выезде из Верхней Пышмы, за путепроводом.

Село Балтым (42).
С 1840 по 1878 г.г. на Верхотурском тракте функционировала конная почтовая станция «Владимирская». С её упразднением жители переключились на старательский промысел. Существовавшая здесь с 1860 г. деревянная часовня, затем перестроенная в Параскевинскую церковь, закрыта в 1935 г. В начале XXI в. уничтожена пожаром. На её месте, по левую руку при выезде из села, на берегу небольшого пруда, возведён Храм во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Выстроенный на средства УГМК, храм действует с 2005 г.

 

Село Мостовское (63).
Расположено у истока реки Мостовая. Упоминается в документах начиная с 1724 г., как конная почтовая станция Верхотурского тракта. Кроме ямского труда, жители занимались заготовкой леса, деревообработкой, старательским промыслом.
Выстроенная в камне в 1871 г, церковь, также освящена во имя Александра Невского. После закрытия в 1930 г., перестроена и осквернена. Ныне здесь расположен сельский клуб.

 

Деревня Верхотурка (Бывший Малый Верхотурский прииск, 76).
В отличие от соседних поселений на тракте, Верхотурка никогда не была ямской станцией. Зато старательский промысел драгоценных металлов в XIX в. был развит здесь как нигде в округе. На древней карте хорошо видны расположенные неподалёку многочисленные золотые и серебряные прииски.

Развилка старых Верхотурского и Тагильского трактов (78).
Расположена на тракте через 2 км после деревни Верхотурка, в координатах: N57°16,89' E60°43,38'. Асфальтированное шоссе, ведущее на Невьянск, поворачивает здесь к западу, чуть влево. Вправо-вперёд отходит отрезок Старого Верхотурского тракта, ныне – лесная дорога длиной 18 км до деревни Колташи.
На древней карте видно, что основной трассой был именно Верхотурский тракт, уходящий вправо, а Тагильский – второстепенной дорогой. Затем всё перевернулось, как говорится,  «с точностью до наоборот». На границе XIX и XX веков, уже существовала новая дорога на Верхотурье, проходившая через Невьянск и Нижний Тагил. Почему же паломники ходили к мощам Святого Симеона по старому тракту, казалось бы, более длинным путём? Достоверного ответа на этот вопрос историки не сообщают. Однако, мы уверены, причина в том, что на старом тракте расположено множество святых и памятных мест, посетить которые наши благочестивые предки считали своей обязанностью. Одни из самых важных, конечно, Тагильская Слобода и Меркушино. Ведь именно они – безмолвные свидетели земной жизни уральского праведника.
Итак, ввиду отсутствия асфальта, именно на этом 18-километровом отрезке можно ощутить Верхотурский тракт таким, каким он был в свои лучшие годы. Начало дороги выглядит очень привлекательно.
Разделим отрезок на четвертинки. Первая-самая лучшая, с выпуклой поверхностью и подсыпкой. Последняя - тоже ничего, хотя местами весьма скользкая, глинистая. Проехать оба эти участка можно на любом транспорте. Впечатляет сохранившийся выпуклый профиль первой части отрезка дороги и кюветы по краям. Вторая четвертинка дороги - похуже. Кое где колея, лужи. Самая плохая, разбитая  - третья четверть. Тут есть несколько мест с глубокой колейностью и опасными объездами по скользкой глине, преодолеть которые в дождь крайне затруднительно. Это, конечно, не болото, утонуть невозможно, но «засесть» в колеях весьма реально.
На последней четверти дорога пересекает две реки: Талицу (по насыпи) и Реж (по мосту). Между ними она идёт по холмистой местности, красивому лесу. Справа действительно есть места, где «мелькает серебристой лентой река Реж», как описывали этот участок наши предки-паломники.
После реки, на горке, складированы брёвна. За ними – деревня Колташи, асфальт.
Верхотурский тракт южнее деревни уходит направо, на село Шайтанское (ныне – Октябрьское).
Современная дорога ведёт прямо – в Черемисское.
Проехать от Мостовского до деревни Колташи по историческому пути очень интересно. Сделать это можно при сухой дороге, или по зимнику при минимальном снеге. Также возможно – на машине повышенной проходимости. Либо, подобно нашим предкам, пройти его пешком.
В общем случае, рекомендуем посетить эту древнюю дорогу, разглядеть её. Можно просто заехать на неё и немного прокатиться. А затем – объехать по асфальту через Аятское. В деревне Колташи жил Данила Зверев – реальный прообраз знаменитого Данилы-мастера из Бажовских сказов. В начале XX в. Зверев учил старательской премудрости юного тогда академика Ферсмана, описавшего впоследствие минеральные богатства Шайтанского месторождения более чем в 1500 научных трудах.

Село Черемисское (115)
В конце XIX в., в селе Черемисском служил священник Иоанн Петрович Карамышев, бывший, при этом, благочинным целого округа Екатеринбургской епархии, в который входили приходы всего нынешнего Режевского района и ряда соседних поселений. Таким образом, село играло роль волостного центра. Для этого, в начале XIX в., просуществовавшую здесь более 150 лет и сгоревшую от грозы, церковь, отстроили заново, в камне. Великолепный, выполненный в классическом стиле, Богоявленский храм, находившийся в самом центре села, существовал до 1930 года, когда он был осквернён и впоследствие перестроен под клуб.

Село Шайтанское (ныне – Октябрьское, 122)
Первым поселенцем в 1620-х годах был Дорофей Беляев, беглый крестьянин из Великого Устюга. Изначально, на фоне богатых и плодородных окрестных полей, население села занималось хлебопашеством. В конце XVIII в. неподалёку открыто единственное в мире, названное «Медвежка», месторождение  шайтанского переливта, поделочного камня, относимого к разновидности агата. Тогда же, в 1865 г. в селе построен деревянный Пророко-Ильинский храм, впоследствие украшенный стенной росписью. В селе существовала народная традиция – совершать 18 августа ежегодный Крестный Ход. С 1930 по 1970 г.г. Храм стоял закрытый. При строительстве рядом с ним дома культуры, руководство Октябрьского совхоза, распорядилось раскатать соседнее культовое здание. Жители, оставшиеся без Храма, погрязли в пьянстве и иных грехах.
На правом берегу р. Реж, в 4 км от села, находится Шайтан-камень. На камне – уникальная древняя писаница.

Село Липовское (139).
Село, основанное в 1681 г., знаменито самоцветными камнями и лечебными подземными водами. Неподалёку находится режевской минералогический заказник, где много лет старатели аккуратно добывали из подземных жил топазы, берилл, аметист, корунд, турмалин, хризопраз, аквамарин, морион, цитрин, несколько видов асбеста и талька, и прочее, прочее, прочее… Всего не перечесть. В советские времена здесь было открыто крупное месторождение силикатного никеля. С 1956 г. начался дикий период варварской разработки и даже разграбления уникальных природных ресурсов. Кристаллы розового турмалина размером чуть не с кулак, цена которых исчисляется сотнями долларов каждый, пригодные даже для изготовления Кремлёвских звёзд, выбрасывались в отвал как ненужная порода. Камнями отсыпались в Липовском дороги, плотины…
В 1839 году построен южный придел, а в 1847 году – главный престол Христорождественского храма, выполненного в стиле петербургского классицизма: с портиками и колоннами.
Из уст в уста передают режевляне, что его иконостас до 1930-го, года закрытия и разграбления церкви, был инкрустирован великолепными самоцветами.
В Липовском маршрут ненадолго отклоняется к юго-востоку от старого Верхотурского тракта. Во-первых, в связи с его неважным состоянием, во-вторых – для прикосновения к расположенным неподалёку историческим ценностям. Оставшееся в стороне село Точильный Ключ, расположенное на Точильной горе, известно своим месторождением Точильного камня. Это не просто абразив для заточки ножей. Он также являлся важным огнеупорным материалом для строительства доменных печей уральских железоделательных заводов. Поэтому его ещё называют «горновой камень». Окрестные сёла славятся также народными промыслами и пчеловодством. Неподалёку расположен радоновый источник и пруд курорта «Липовка» с лечебной водой.

Город Реж (157).
Высоко на Орловой горе стоит Иоанно-Предтеченская церковь. Она построена в 1902 г. на месте своей деревянной предшественницы на средства Режевлян, ласково называвших её Нагорной церковью. Храм закрыли в 1941 г., но, к счастью, не разрушили. Он горел, но был восстановлен. И сейчас, при низкой облачности, вдруг выглянет изящной византийской штучкой нагорный Храм где-то высоко в облаках, и кажется, что выстроен он на небесах!
Напротив Орловой горы, на возвышенном левом берегу реки, раскинулись домики деревни Кочнево, первого поселения, возникшего на месте будущего города Реж ещё в 1680 г. Железоделательный завод и поселение в формате петровского города-завода основано на берегах реки Реж в 1773 г.
Интересен установленный в семи километрах к западу от города, памятный знак Николаю Угоднику. Он находится на бывшей Никольской дороге, соединявшей Реж с Верхотурским трактом в районе села Шайтанского. По преданию, Святитель Николай помог режевскому купцу XIX века спастись и сохранить товар от разбойников во время нападения. В благодарность спасённый установил в глухом лесу памятный знак. Ныне он восстановлен благодаря неравнодушным режевлянам.
В этом же направлении, неподалёку от санатория «Изумрудный берег», освящён источник «Пробойный ключ» с живой, активно бегущей водой.
В Реже есть экспозиции небольших минералогического и исторического музеев. Сохранились некоторые каменные купеческие особняки и заводские постройки. Интересна деревянная усадьба заводчика Байбородина, организовавшего постройку на берегу пруда единоверческой Успенской церкви, позже разрушенной. По обычаю горнозаводского поселения XIX в., усадьба состоит из основного дома и малухи, предназначенной для проживания зимой.

Село Покровское (179).
Основано при заселении Уральской земли, в 1621 г. Тогда же построена первая деревянная церковь. В 1662 году село уничтожено башкирскими кочевниками. Отстроенное вновь после разграбления, село было своеобразным пионером. Здесь открыта первая в районе 2-классная школа. В 1821 г. освящена каменная Покровская церковь. Массивная, двухэтажная, она была хорошо видна издалека. Храм был закрыт в 1934 году. Ныне храм восстанавливается силами Артёмовского отделения Фонда возрождения православных святынь Урала и неравнодушных сельчан и Артёмовцев. Диаконом покровской церкви был Матвей Петрович Мамин – дед будущего писателя Мамина-Сибиряка. Село также является родиной отца известного советского писателя А.А.Фадеева.

Село Мироново (209).
Поселение основано около 1663 г. С 1818 по 1932 г.г. в селе работала каменная Георгиевская церковь. В окрестностях села безбожная власть расстреляла двух священнослужителей, позже канонизированных в лике святых. В память о них на скале у берега реки Реж установлены поклонный крест и мемориальная табличка.

Село Арамашево (226).
В черте села – Шайтан-камень, скала на противоположном берегу. Культовое место древних язычников, писаница.
Восстанавливается величественный Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.
В Арамашево паломнический маршрут «Симеонова тропа» вновь возвращается на Верхотурский тракт. К сожалению, ненадолго, так как современная дорога проходит левее. Новый возврат к историческому пути произойдет в Коптелово.

 

Село Коптелово (245).
Вознесенская церковь заложена в 1800 г., трёхпрестольная. В 1903 г. освящён левый придел во имя вмч. Дим. Солунского. Лишь через 20 лет освящён главный храм в честь Вознесения Господня. Правый придел во имя Праведного Симеона Верхотурского строился пять лет и освящён 23 ноября 1889 г.
Музей истории земледелия и крестьянского быта открыт в 1969 г. главным ветеринарным врачом района А.Г. Потаскуевым. Изюминка музея – подлинные экспонаты, иллюстрирующие весь цикл полевых работ от посевной до уборки, переработки и хранения урожая.

Город Алапаевск (268).
Первое крестьянское поселение Алапаиха основано в 1639 г. в рамках переселения из Верхотурья в Сибирь, боярским сыном Андреем Бужаниновым, переселившим сюда крестьян из Невьянской слободы. Благодаря обнаруженному месторождению железной руды, по указу Петра I был открыт один из первых казенных железоделательных заводов, пущенный в 1704 г.
В 1910 г. на месте просуществовавшего 200 лет деревянного, возводится каменный, один из двух и поныне украшающих город, Екатерининский Храм. http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/History/Xram_Ek/Xram/sob_6.html

Село Нижняя Синячиха (281).
По некоторым данным, село возникло ещё в 1680 г. в связи с началом движения по проложенной неподалёку купеческой дорогой Верхотурье-Ирбит-Тюмень. В память о старом Сибирском тракте в селе установлены подлинные верстовые столбы и сторожевая будка. Зная способности академика Самойлова по перемещению в музей-заповедник предметов из окрестных сёл, рискнём предположить, что эти экспонаты могли быть доставлены из соседних Монастырского, или Невьянской Слободы, которые действительно находились на Сибирском тракте.
По достоверным данным, село возникло в 1724 г. в виде Нижнесинячихинского передельного завода, устроенного на реке Синячиха неподалёку от её устья. Год основания совпадает с пуском Верхотурского тракта на Екатеринбург, что подтверждает версию о возникновении села именно в XVIII веке. В 1794 г. на средства заводовладельцев Яковлевых заложена двухэтажная Спасо-Преображенская церковь. Здание сохранилось трудами его бессменного реставратора и энтузиаста академика И.Д. Самойлова.
В Нижней Синячихе паломнический маршрут «Симеонова тропа» вновь временно отклоняется от Верхотурского тракта, уходящего здесь на восток, в направлении вышеупомянутого села Монастырского (ныне – Кировское).

Ст. Межная (ныне – ж/д ст. Синячиха). Мужской монастырь (285).
Нижнеселимская шахта, немая свидетельница июльской 1918 года расправы с Великой княгиней Преподобной Елисаветой Феодоровной и великими князьями семьи Романовых.
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/History/Saint/Elisaveta/elisaveta.html
Теперь здесь мужской монастырь. Алтарный купол и крыша четверика средней части Храма во имя Новомученников Российских, как и ряд других построек монастыря, выполненных из неоштукатуренного кирпича, окрашены в красный цвет. Он напоминает нам о пролитой здесь крови невинно убиенных людей. Елисавета Феодоровна канонизирована в 1992 г., в память о ней рядом с шахтой выстроена небольшая часовня.

Посёлок Верхняя Синячиха (290).
Основан в 1769 г. в связи с началом строительства железоделательного завода. Как и все уральские заводы, он работал на водяной тяге. Для этого на реке Синячихе устроен Верхнесинячихинский пруд. В историко-краеведческом музее представлена необычная экспозиция уральской фауны.

Село Рычково (312).
Возникло на торговом пути Верхотурье – Ирбит. После присоединения в 1724 г. к этому пути Верхотурского тракта, возможно, служило в качестве почтовой ямской станции на тракте. В 1899 г. освящена каменная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С 1930 г. закрыта, в здании располагался клуб. Ныне возвращена верующим, медленно восстанавливается, нуждается в помощи.
В селе Рычково паломнический маршрут «Симеонова тропа» вновь возвращается на Верхотурский тракт (дорога подходит справа, возле магазина, за один квартал до Храма).

Село Комарово (337).
Расположено на правом берегу р. Мугай, при впадении  р. Комаровка. Ныне малонаселённое. Величественный Храм в Комарово заложен на вершине горы в 1873 г. В 1879 г. освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь закрыта в 1927 г. Требует восстановления.

Село Мугай (342).
Село вытянуто на 5 км вдоль высокого берега возле места впадения реки Мугай в реку Тагил, сверху представляющего восхитительное и грандиозное зрелище. В деревянном двухэтажном здании 4-классного училища, выстроенном Верхотурским земством, в т.ч. с привлечением средств сельчан, ныне расположен музей истории образования. В музее – редкая экспозиция атрибутов образовательного процесса и сельская библиотека. С 1777 по 1930 г.г. село украшал Пророко-Илиинский Храм, левый придел которого был освящён во имя Святителя Николая.

Развилка «Сидоровские быки» (350).
Через 8 км после Мугая, путь проходит исторически значимый перекрёсток дорог: Верхотурский тракт здесь сворачивал налево, пересекая реку Тагил вначале бродом, а с 1904 г. – по высокому мосту, деревянное строение которого покоилось на каменных опорах. Пролётное строение моста сожжено отступающими большевиками во время гражданской войны. Маршрут продолжается прямо вдоль реки и покидает старый Верхотурский тракт, ведь по пути необходимо посетить Тагильскую Слободу и Меркушино. Далее маршрут лежит по Сибирскому и Меркушинскому трактам.

Бывшее село Тагильская Слобода (356).
После основания Верхотурья, в первом-втором десятилетии XVII в., начались радиальные походы россиян из Верхотурья для заселения окрестных мест, особенно активно – в Сибирском направлении, на юго-восток. Дорог тогда было крайне мало, продвигались по рекам. На выгодных, возвышенных, местах, при впадении небольших рек, появлялись слободы. Одной из первых, на высоком берегу реки Тагил при впадении реки Бухлиха, была основана ближайшая тогда к Верхотурью, Тагильская Слобода. С 1624 г. Слобода была ямской станцией на дороге в Сибирь. Следом возникли слободы по Туре, Невье, Сережу, Нице, Ирбити. При основании слобод, в них строились церкви. В Тагильской Слободе был устроен монастырь с деревянным Храмом. По преданию, этот Храм регулярно посещал Святой Симеон Верхотурский, приходивший сюда пешком по Симеоновой тропе из Меркушино.
В 1780 г. на месте деревянной была построена Преображенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. На колокольне Храма был установлен медный колокол уникального звучания, отвоёванный у поляков. В 1933 г. Храм взорвали, колокол переплавили. Сохранившийся фундамент Храма – место паломничества, прикосновения к произнесённым здесь молитвам и таинству причастия Святого праведника. Исторически значимая территория вокруг Храма нуждается в расчистке и обустройстве.

Посёлок Махнёво (359).
Расположен на обоих берегах р. Тагил. Первопроходцем считается Ермак Тимофеевич, по преданию, высаживавшийся здесь на берег во время знаменитого похода, результатом которого стало присоединение Сибири к России и образование первых городов-крепостей Тюмени и Тобольска. В XVII в. в деревне Махнёвой была ямская станция по дороге в Сибирь, ведущей вдоль р. Тагил в Туринск.
Ручей Сухая речка к северу от Махнёво. Меркушинский тракт (363)
Тракт называется также дорогой Добровольского. Именно он проложил прямой путь отсюда до села Меркушино. В средней части тракт пересекает верховое болото Шайтан, местами труднопроходимое, площадью 65 км2. На болоте расположен ботанический памятник природы – породистые кедровники возрастом более 150 лет.

Село Меркушино (399).
Верхотурский посадский человек Меркурий Федотов, основавший в начале XVII в. одно из первых в Верхотурском уезде русских поселений на берегу Туры и назвавший его своим именем, представить себе не мог, насколько прославится его село. Вскоре после основания, село стало крупным транспортным узлом. Здесь была пристань и судоверфь. Через Туру ходил паром. По правому берегу был подведён тракт, знаменитая Бабиновская дорога. На пристани суда загружались привезёнными по тракту товарами, направлявшимися вниз по Туре, в Сибирь. Везли соль, спички, порох, крупы, гвозди, продукцию мануфактур. Возвращаясь водным путём из  Тобольска, купцы переваливали на подводы сибирские богатства. Отсюда обозы с мехами и прочими ценностями шли через Верхотурье в Соликамск и далее в центральную Россию. Выражаясь современным языком, это был Сибирский речной терминал.
По преданию, на месте выстроенного в 1809 г., Михаило-Архангельского храма, располагалась небольшая сельская церковь, в строительстве которой во второй четверти XVII в. принимал личное участие живший в Меркушино с 1620-х г.г., Святой Симеон. Первое время, пока храма не было, он посещал ближайшую к Меркушино, тогда ещё деревянную, церковь в Тагильской Слободе. Согласно преданию, выйдя с утра из Меркушино, Симеон к вечернему богослужению прибывал в Храм. Опыт показал, что пройти этот путь пешком нынче можно примерно за 10 часов. Так что легенда выглядит вполне реально.
http://sobory.ru/article/index.html?object=01236
http://www.sestry.ru/church/content/pilgrim/sviat/zss/index_html#merk

Город Верхотурье (455).
http://verkhoturye.eunnet.net/enter.jsp
Заложен при Борисе Годунове, в 1598 г., в виде конечного пункта проложенной годом ранее, новой дороги из России в Сибирь, позже названой Бабиновской дорогой. Отсюда началось заселение русскими Среднего Урала и активное продвижение в Сибирь. В первые годы дорога в Сибирь была зимником. В чём его отличие от всесезонной дороги? В механизме преодоления водных преград. Артемий Бабинов со товарищи, в отведённые Москвой сжатые сроки, строил дорогу по зиме: вырубал просеку напрямую через леса, реки, болота. Поэтому, купцы могли передвигаться до Верхотурья лишь в зимний сезон. В то же время, водный путь вниз по Туре был доступен только летом. Цикл путешествия в Тобольск занимал больше половины года: выехав из Соликамска в марте, купцы прибывали по зимнику в Верхотурье и неделями ждали вскрытия реки. Доставленный товар надо было где-то хранить, путешественникам – где-то жить, чем-то питаться и заниматься. Те же вопросы нужно было решать и на обратном пути, по осени, в ожидании, когда встанет санный путь. Устроенный на высоком камне над Турой город-острог, решал эти проблемы как нельзя лучше. Все эти факторы привели к его бурной застройке в первые же годы существования.
В начале XVII в. Бабинову было поручено модернизировать государеву дорогу до всесезонной. Вновь застучали топоры и лопаты, бригада устраивала мосты, выемки и насыпи, через болота укладывались гати. Однако, круглогодичный доступ в Верхотурье не смог в полной мере решить проблему сезонности: летом, в межень, Тура настолько мелела, что барки купцов не могли преодолеть путь в её верховья. Тогда Бабиновскую дорогу продляют вниз по Туре, до села Меркушино, где и сооружается основная перевалочная пристань на пути в Сибирь. Река в этом месте позволяла осуществлять судоходство всё лето. При этом Верхотурье оставалось административным центром и настоящими воротами в Сибирь: здесь была выстроена необходимая государственная инфраструктура, включая знаменитую Верхотурскую таможню.
Анализ затрат судоходного времени показывал, что гужевое движение вдоль берегов Туры намного быстрее водного сплава. Это объясняется чрезвычайной петлистостью реки, особенно в засуху. Для ускорения пути от Меркушино до Туринска и Тюмени, была предпринята попытка построить сухопутную дорогу вниз по Туре. Однако, эта попытка провалилась. Местность ниже Меркушино топкая, труднопроходимая, леса дикие и дремучие. В то же время, Артемий Бабинов разведал и проложил другую дорогу из Верхотурья в Сибирь, вдоль более южной реки Тагил, и лишь затем – вдоль Туры. Именно эта дорога в Сибирь стала государевой, и была таковой вплоть до 1695 года.
В то же время, с развитием торговли, в середине XVII в., купцы проложили ещё более южную ветвь дороги, вдоль реки Ницы, через основанную Верхотурским жителем Иваном Шипициным в 1631-м году, Ирбеевскую слободу, и далее – вниз вдоль Туры. На этом пути в 1643 г. возникла Ирбеевская, позже переименованная в знаменитую Ирбитскую, ярмарка, проходившая ежегодно, каждый февраль. Ярмарка оказалась столь удачно расположена, что сюда переместился пушной рынок из Тобольска. Благодаря этому она стала второй по обороту в стране, после Нижегородской. Это привело к окончательному переносу государственного Сибирского тракта с дороги вдоль Тагила на дорогу вдоль Ницы. Именно к этой дороге в 1724 году был подведён в районе села Монастырского новый тракт, ведущий в юный Екатеринбургский завод. Так возник старый Верхотурский тракт из Екатеринбурга, тот самый паломнический путь, о котором рассказывалось в начале повествования, и по которому ходили к Святому Симеону наши предки-паломники.
На фотографии с сайта sestry.ru запечатлён финальный отрезок пути многотысячного Крестного хода из Екатеринбурга в Верхотурье в мае 1914 г., завершившегося перенесением мощей Святого под новую сень, и прошедшего по местам, расположенным на маршруте «Симеонова тропа».





← Назад
 
     
 

АНО «Уральское православное патриотическое общество имени Святителя Николая Чудотворца»: БИК 047162812 Ф-Л  Западно-Сибирский ПАО Банка «ФК ОТКРЫТИЕ» г. Ханты-Мансийск   р/с 40703810300000000487 ИНН 6671287722  КПП 667801001 ОГРН 1096600001761.

В назначении платежа можно указать целевое назначение средств:«Пожертвование на деятельность Общества Свт.Николая (выбирайте: строительство Храма в Тагильской Слободе, проведение Крестного Хода, восстановление Вознесенского храма в с.Коптелово, или другие проекты общества). НДС не предусмотрен».

 

Создание сайта – Site+